Меню KDT
kz ru en

ЕДИНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 
OTANBILIM.KZ

block1_eop.jpg?_=1543382435

Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования

Социально-деловая среда Agartu

Адресс

Дворец школьников

Все новости

Онлайн конференция "Имею право!"

Коррупция в Республике Казахстан ее причины

 

Сегодня во всем мире приобрело широкое распространение такое понятия, как коррупция. В связи с увеличившимися фактами коррупции во всем мире приобрела актуальность тема борьбы с коррупцией, перед государствами встали такие вопросы, «что такое коррупция?» какими методами бороться, «как победить коррупцию?» рамках такого понятия, как борьба с коррупцией разрабатываются различные программы и законы по предотвращению данного негативного элемента, такого, как коррупция.

Ярким примером того что данная проблема мирового масштаба является принятие Конвенции совета Европы «об уголовной ответственности за Коррупцию принятой 27 января 1999 года.

В нашей республике существует закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года «о борьбе с коррупции», так же существуют различные программы по борьбе с коррупцией в частности Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы Принятая в соответствие с указом президента Республики Казахстан. Еще одной программой, действующей и сегодня является, Отраслевая Программа по противодействию коррупции на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства от 31 марта 2011 года. Так же в уголовном кодексе Республике Казахстан от 16.06 1997 года предусмотрена целая глава коррупционным и иным должностным притуплениям.

 

В юридической науке Казахстана история развития коррупции рассматривается впервые авторами данной работы. Известно, что нормы обычного права, принятые в родовых общинах на территории Казахской степи были во многом предопределены традициями законодательного характера, установленными принципами кочевой культуры. В свою очередь особое влияние на процессы помадной цивилизации оказывали устои общественно-государственного устройства Монгольского ханства.[6]

По мнению Ж.А. Туякбая, первый этап становления основ правовой системы в Казахстане следует отнести к периоду среднего и позднего средневековья и условно датировать ХIV - первой половиной ХIХ вв. При этом основными чертами его явилось сочетание правовых устоев традиционной мусульманской системы права и обычно-правовых институтов монгольской кочевой цивилизации с определяющим влиянием последних.

В этот период в казахском феодальном обществе ответственность за коррупцию, в каком виде мы сегодня ее воспринимаем, не предусматривалась. Тем не менее, до присоединения Казахстана к России коррупция проявлялась в легитимных институциональных формах, когда те или иные подношения представителям знати носили характер обязательной феодальной повинности. Так, с простых земледельцев в пользу ханов, султанов, биев и других представителей родовой знати регулярно взимался налог “ушур” - десятая часть урожая. Скотоводы платили налог “закят” - определенное количество того или иного вида скота. Наряду с ними в пользу феодальной верхушки собирались натуральные подарки в виде согума (сырое мясо) или Сыбага (вареное мясо). Кроме того, существовали всевозможные виды подарков представителям знати и аксакалам. Так, согласно “Описанию киргизских обычаев, имеющих в Орде силу закона”: “Согум производится осенью, обыкновение это имеет в основании то; дабы хан или султан мог прожить всю зиму на иждивении народа. Сыбага производится весною на тех же условиях, как и согум. Ордынец, пользующийся уважением в орде, хотя и занимает какую-либо должность, не может отказываться от принятия подарка, принесенным простым киргизцем

 

С начала ХVI века в Казахстане действовали законы хана Касыма, так называемая “Столбовая дорога Касыма”, в основу которых были заложены нормы обычного права (адата). Нормы обычного права казахов были окончательно кодифицированы и дополнены в конце ХVI века при хане Тауке в виде единого свода под названием “Жетi жар?ы” (Семь установлений).

Как отмечает Т.М. Культелеев, в то время казахское обычное право состояло из трех источников: обычая, практики суда биев и положения съезда биев [45, с.139]. Судебные функции в Казахстане на тот период исполнялись ханами, султанами и биями (родоначальниками) словесно на основании казахского обычного права. Судебное разбирательство хана рассматривалось как последняя судебная инстанция. Эту функцию он осуществлял, разъезжая по степи. За судебное разбирательство он получал определенную сумму вознаграждения, называемую “ханлык”. Хан судил на основании обычного права, заменяя пробел в обычном праве своей правотворческой деятельности. В таком случае судебное решение хана становилось важным дополнением обычного права и приводило к созданию новых норм права [45, с.50-51].

 

По адату сторонам не запрещалось делать судьям тарту (подарок), сыбага (угощение) и т.п. Поэтому представители феодально-родовой знати обычно преднамеренно затягивали, усложняли уголовные дела и другие споры, возникавшие среди населения, с расчетом получить крупное вознаграждение

Как указывает С.З. Зиманов: “В 1855 г. казахи рода Берш и Адай (Внутренняя орда) обратились в органы местной власти с групповым письмом о злоупотреблениях султана Кучангалия Шигаева - управляющего первой приморской частью. В нем они писали, что “ежели ордынцы, имеющие тяжбы, явятся к Шигаеву с деньгами, то жалобы их он разбирает в скором времени. Если же иногда казахи приходят без подарков, то он не только разобрать их жалобы, но даже не показывается им, которые бывают вынуждены возвращаться в свои аулы”. Проверка показала, что Шигаев не только творил подобные злоупотребления, но и продавал старшинские должности, за которые он брало по 100 и по 200 рублей серебром”

По мнению академика С.З. Зиманова: “Присвоение феодальной знатью прибавочного продукта непосредственных производителей - крестьян - происходило различными способами. В одном случае устанавливались сборы с населения за кочевание для покрытия расход знати по управлению и т.д. В другом случае оно проводилось на основе исполнения дедовских обычаев “одаривать” представителей знати, приносить “добровольные” приношения влиятельным лицам. В третьем случае, по сути дела, крестьянские отработки выдавались как “помощь” однородичей и т.п. При этом внеэкономическое принуждение нередко сочеталось с экономическим принуждением”

В “Описании киргизских обычаев” д`Андре указано, что “каждому лицу, пользующемуся каким-либо уважением в орде, можно получать подарки, хотя то лицо и должностное”. Другой вариант той же записи усиливает норму и говорит, что такое лицо даже “не может отказываться от принятия подарка”

Как указывает исследователь обычного права казахов Л.С. Фукс: “Итак, перед нами в форме института обязательного подарка освященное обычаем право султанов и знати вообще бесстыдно грабить зависимых от них людей. В этом подлинная причина и цель сохранения в казахском частнособственническом обществе такого пережитка патриархально-родовых отношений, как обязательный подарок, дающего возможность норму, санкционирующую их грабеж, представить как общую для всех норму, правопорядка. Возможно даже, что формально это соответствовало обычно-правовой норме, вуалировавшей таким путем свою грабительскую суть.

Таким образом, из приведенных Алухановым выдержек и мнений различных ученных позволяет сделать вывод, что традиции казахов делать подарки и всевозможные подношения имеют традиционный характер, а ее корни уходят в социально-политические и экономические отношения, господствовавшие в казахском обществе в период феодализма. Коррупция проявлялась в легитимных институциональных формах и ее главными факторами в то время были: социальное расслоение общества на богатых и бедных, жесткая иерархия между этими слоями по критерию их состоятельности, а также родовые отношения и патриархальная культура, воспитывавшие у казахов психологию чинопочитания.

Я вполне согласен с выводами сделанными автором, и считаю, что традиции являются основной причиной развития коррупции, так как, по моему мнению, традиции и обычаи играют очень большую роль в формирование в целом государственности и правовой системы.

Итак, для того, что бы разобраться что же такое коррупция? необходимо дать определения данному термину, Начнем с того что сам термин «Коррупция» был введен в правовой понятийный аппарат А.Я. Эстриным в работе "Взяточничество", которая вышла в рамках работы кружка уголовного права при Санкт-Петербургском университете в 1913 г. Наиболее простое определение коррупции - подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.

Автор статьи по уголовному праву «Понятие, сущность и виды коррупции современной России» к.ю.н Г.С. Гончеренко. Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых является проблема коррупции. Воспринимаемая правоведами еще в начале XX в. высокая вероятность распространения коррупционных проявлений обусловливала необходимость определения этого понятия.]

Существуют и другие определения этого понятия. Одно из последних нашло отражение в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.

На мой взгляд, в вышеупомянутом документе совершенно справедливо отмечено, что: коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает эффективное государственное управление, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, ведет к искажению условий конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.

Как уже отмечалось ранее коррупция - это историческое явление и возникшее не только в Казахстане и России существовавшее еще при возникновении первых государств. Как отмечают в совместной работе под названием «Коррупция как социально негативное явление» судья верховного суда Республики Казахстан Абилкаиров М.Р., Камназаров М.М. судья Верховного Суда Республики Казахстан, Рахметов С.М., заведующий кафедрой уголовного права ЕНУ им. Л.Н. Гумилева д.ю.н., профессор,

Коррупция такая же древняя, как и сам мир. Так, первые государства, как известно, появились в Месопотамии (IV тыс. до н.э.) на территории современных Ирака и Сирии, части территории современных Ирана и Турции. Одним из центров развития древнейшей цивилизации в этом регионе был Шумер. Уже тогда, здесь зарождалась идея о справедливых и несправедливых налогах, в переосмыслении меры и видов государственных налогов. Невыносимые налоги и злоупотребления администрации были в городе-государстве Лагаше. Жителям приходилось платить налоги не только за торговлю, но за развод с женой, за стрижку овец, а смотрители над лодочниками скотоводами захватывали лодки и скот. Поборами чиновников сопровождались даже похороны. Обнищание народа, беззаконие и коррупция вынудило жителей свергнуть старую администрацию. Был избран новый правитель - Урукагина, с которым связывают первый в истории опыт антикоррупционных мероприятий. Как уверяет древний рассказчик «не осталось ни одного сборщика налогов». Другой Шумерский царь Ур-Намму попытался устранить взяточничество: «он позаботился о том, чтобы сирота не становился жертвой богача, человек одного шекеля - жертвой человека мины».

Позднее в античной Греции у термина «corrumpere», появляется социальный смысл - приведение в упадок нравов, расстройство порядка. Примерно в это же время понятие коррупции приобретает значение подкупа. Более детальный анализ происхождения термина показывает, что изначально коррупция в социальном своем значении предполагала двух соучастников (одно из значений приставки «cor» совместность, сопричастность). В более позднее время в Древнем Риме укореняется одно из специальных значений понятия коррупции - подкуп судьи.

По мнению группы авторов работы «Коррупция как негативное социальное явления», названных ранее, свое современное значение коррупция приобретает в XV-XVI вв. - в период длительного политического кризиса, охватившего Европу и сопровождавшегося необыкновенным расцветом коррупции среди властителей. Начиная с этого времени под коррупцией понимается подкупаемость и продажность чиновников (государственных должностных лиц), а также общественно-политических деятелей по мнению выше названных авторов Термин «коррупция» использовался и как правовой принцип. Например, corruptio optimi est pessima - «извращение наилучшего есть самое худшее».

Гай нередко высказывался в том смысле, что сговор или бездействие одного не должны нарушать права другого (alteri jus corrumpi). В течение следующих почти тысячи лет - в период средневековья, понятие «коррупция» приобретает исключительно церковное, каноническое значение - как обольщение, соблазн дьявола. Corruptibilitas - означало бренность человека, подверженность разрушению, но отнюдь не его способность брать и давать взятки. Коррупция в богословии католицизма стала проявлением греховности, а «грех есть беззаконие». В последующем акцент в понимании коррупции был перенесен на ее криминологическую и уголовно-правовую стороны. Томас Гоббс в своем «Левиафане» пишет: «люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения».

Представляется, что определение понятия коррупции и установление ее конкретных проявлений должно базироваться на понимании социальной сущности этого явления. Сущность коррупции состоит в том, что она искажает общественные отношения, разрушает нормальный порядок вещей в обществе, в результате чего происходит; «порча», «коррозия» власти. Если говорить образно, коррупция в функционировании государства и общества ставит все с ног на голову: власть, носителем и единственным источником которой является народ, начинает использоваться во вред государству и обществу. Коррупция предполагает использование власти и связанных с ней возможностей не в интересах всего общества, а в интересах отдельных лиц или в интересах определенной группы лиц. Иными словами, коррупция предполагает неправомерную эксплуатацию публичной власти в частных интересах. Коррумпированное лицо или другие лица, в интересах которых совершается коррупционные деяние, неправомерно, лишь благодаря занимаемой таким лицом должности, получают определенные блага, льготы, преимущества или иную выгоду. Причем эта выгода не обязательно должна носить материальный характер. Авторы, по моему мнению, сделали совершенно верный вывод.

Ранее было упомянуто, что существует такой документ, как Европейская конвенция «уголовной ответственности за коррупционные притупления» в данном документе дано наиболее простое определение понятию коррупция, в данной статье уже было приведено определение расписанное в этой конвенции, оно является наиболее простым, однако группа криминалистических исследований (ГКИ) Федеральной уголовной полиции (Bundeskriminalamt) Германии, занимаясь исследованиями как самим феноменом «коррупции», так и превентивными мерами ее преодоления, предложила следующее определение данного термина, который, по всей видимости, является достаточно исчерпывающим:

«Коррупция есть злоупотребление служебным положением, политическим мандатом или своими должностными обязанностями с целью предоставления выгод другому лицу, совершенное по побуждению со стороны такого другого лица, или самими чиновниками по их собственной инициативе и ради получения выгоды для самих себя или третьих лиц, которое ведет или может вести к убыткам или иному ущербу для общества (в случае выполнения государственных или политических функций) или для отдельной компании (при исполнении функций предпринимателя)».

По мнению авторов упомянутой ранее работы «Коррупция как социально негативное явление» определение данное Группой криминалистических исследований (ГКИ) Федеральной уголовной полиции (Bundeskriminalamt) Германии, настоящее определение также охватывает случаи так называемой «пофазной коррупции», а именно, использование предварительных действий, или тех действий, которые нацелены на создание такого климата, в котором коррупция становится приемлемой при достижении конечной цели в злоупотреблении сотрудниками в будущем их служебным положением (т.е. простое предоставление выгод с целью «развития хорошего климата на рабочих местах»). Однако было бы неверным считать, что коррупция везде и всегда проявляется одинаково, что одинаковы ее причины и последствия. Определяющее значение здесь имеют национальный менталитет, правовые, религиозные и этнические традиции, которые никогда не являются зеркальным отражением друг друга. Действительно утверждать, что коррупция везде проявляет себя будет неправильным. соответственно при рассмотрении причин и последствий коррупции должны учитываться такие ключевые моменты как национальный менталитет правовые традиции, этнические традиции в начале уже было сказано, что подносить дары у казахов является традицией. В казахстанском законодательстве, а именно в законе «о борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года в статье 2 пункта один дано следующее определение понятию коррупция:

Под коррупцией в настоящем Законе понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Следует отметить, что по словам главного научного сотрудника Института законодательства РК, академик НАН РК Мурат Баймаханов сказанные в интервью, порталу zakon.kz 3 апреля 2012 года. Если раньше лидером в части коррупции считались таможенная сфера, дорожно-транспортная служба и область государственных закупок, то ныне первенство в этом деле постепенно переходит к области земельных отношений [5].

По моему мнению основными причинами развития коррупции в Казахстане помимо традиций о которых уже упоминалось являются: 1 причина развития коррупции это бюрократия - (от фр. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть) -- 1) высший чиновничий аппарат, администрация; 2) система управления, основанная на формализме, административной волоките. Примером того может служить факт: что бы получить какой-либо документ, люди должны оббежать множество коридоров и должностях лиц, что способствует развитию коррупции в беготне за различными справками и подтверждениями человек рискует просто напросто запутаться, и становится легче заплатить чиновнику для решения вопросов; снижение давления бюрократических механизмов, по моему мнению, может снизить коррупцию, как таковую

2 причина - это незнание гражданами своих прав, как справедливо заметил уполномоченный по правам человека РФ Павел Астахов, с чем я всецело согласен, «необходимо, обеспечить условия хорошие доступные для обучения гражданам своим правам, научить людей понимать свои права и закон. Так как, по моему убеждению, незнание своих прав гражданами влечет к правовому нигилизму, то есть к тому, что гражданин перестает быть уверенным в том, что его права достаточно защищены и перестает верить в торжество закона и отрицанию права, чем активно пользуются некоторые чиновники путем угроз, давления и прочих методик, не разрешенных законом.

Кроме того хотелось бы отметить, что стоило бы задуматься о том, что нужно стимулировать должностных лиц, к тому, чтобы они не были замечены в коррупционных преступлениях, по моему мнению, тут недостаточно императивных мер уголовного наказания, на мой взгляд, некоторая диспозитивность является необходимой; так, к примеру, если уполномоченному лицу, занимающимся сборам штрафов, дозволялось бы брать определенный процент, пусть и не большой с выписанного им штрафа и с учетом дальнейшего повышения заработной платы то можно, по моему мнению, снизить коррупционные преступления в несколько раз. Замечу, что Коррупцию не возможно полностью победить. Так как коррупция берет свое начало с традиций и обычаев, а как известно традиции и обычаи нельзя изменить, но можно привить новые. и в это смысле нам поможет как ранее я упоминал правовое образование, наша задача добиться того, чтобы каждый знал Конституцию и свои права так же хорошо, как самого себя, а не обращался к конституции; и законом при непосредственном столкновении с ними нужно добиться того что бы знание своих прав и свобод превратилось в такое же обыденное дело, как знать свое имя. Возникает вопрос как же достичь такого знания прав и свобод гражданами? Необходимо со школьной скамьи обучать Конституционным нормам и как можно шире, так как именно школа открывает дверь во взрослую жизнь, существующие учебные пособия дают лишь обобщенное знание, нам же не обходимо что бы гражданин, выходя со школы мог уже защититься от незаконных посягательств на его права знал куда должен обращаться в случае посягательства на права, знал свои обязанности перед государством. На сегодняшний день, в США, а так же в странах Европы достигнуты неплохие результаты в данной области, что, по моему убеждению связано не только с теми правовыми нормами которые существуют там, но и непосредственного знания гражданином своих Конституционных прав свобод, что важнее тех норм принимаемых государством.

Наряду с перечисленными методами борьбы дальнейшее совершенствование законодательства, к примеру: не плохие результаты могло бы принести разработка единой базы такой как, к примеру, конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, но между азиатскими странами Содружества независимых государств, поскольку все эти страны имеют схожие традиции и обычаи, следовательно, будет гораздо проще решить проблему коррупции сообща с родственными народами. Это также может и должно сыграть основную решающую роль в борьбе с коррупцией. политика коррупция право казахстан

Дадим еще раз значение термина коррупция:

Коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении общества и государства, когда государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных и иных управленческих функций, в том числе и в частном секторе, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах. Ранее уже упоминалось, что данное определение дано Алаухановым Е.О. - д.ю.н., профессор в своей работе «Борьба с коррупцией в государственных органах Республики Казахстан» Алауханов Е.О. так же указывает на то, что государственной коррупции присущи определенные признаки:

1. это, прежде всего, социальное явление, не имеющее точного юридического определения; в конечном счете, оно приводит к разложению всего гражданского общества и государства, когда коррупционные деяния становятся повседневной нормой жизни общества;

2. имеется определенный круг субъектов данного правонарушения (это, прежде всего, государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, а также лица, уполномоченные на выполнение управленческих функций в частном секторе);

3. использование указанными субъектами (путем действия или бездействия) своего служебного положения, своего правового статуса и авторитета занимаемой должности (причем авторитета не своего собственного как гражданина, а именно авторитета должности) вопреки интересам службы (т.е. государственной службы и службы в организациях частного сектора) и установленным нормам права и морали;

4. деятельность вышеназванных субъектов как в целях личного обогащения, так и в интересах других лиц либо корпоративных интересах.

5. Что касается коррупции в самих органах власти, то тут автор заключает что, это социальное явление, заключающееся в разложении органов власти, когда государственные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и существующим нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах.

Алауханов делит коррупцию на следующие виды:

1) по статусу субъектов:

а) коррупция в органах власти;

б) коррупция в частном секторе;

в) коррупция в политике или политическая коррупция.

2)по уровням:

а) низовая;

б) верхушечная;

в) вертикальная.

3) по степени общественной опасности:

а) коррупция-проступок;

б) коррупция-преступление.

Далее автор дает характеристику данным видам коррупции по его мнению как он утверждает Коррупция в органах власти - (исполнительной, представительной и судебной), которой в большей части посвящена наша работа, является одной из насущных проблем современного Казахстана (проблемы в борьбе с которой будут освещены в отдельной главе). Коррупция в негосударственных организациях либо в частном секторе имеет в настоящее время большое распространение. Руководитель организации (коммерческой или общественной) обязан следовать ее уставным задачам, однако он так же, как и государственный чиновник, имеет возможность в своих личных корыстных интересах или в пользу второй стороны распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, совершать действия, нарушающие интересы организации. Примеры этому из казахстанской жизни:

- кредиты, предоставляемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых получить деньги и исчезнуть;

- получение за взятки по заниженным ценам материальных ценностей (вино-водочная или нефтехимическая продукция и т.д.) на предприятиях различных форм собственности в ущерб государству и предприятию и т.д.

В связи с этим в УК РК (1997 г.) была введена уголовная ответственность за злоупотребление властью (ст. 308 УК) и коммерческий подкуп (ст. 231 УК).

Приведенные автором примеры частной коррупции через реальные ситуации Казахской жизни как нельзя лучше показывают, насколько сложна данная категория, такая как коррупция в частном секторе. Данные примеры приведенные автором, на мой взгляд, точнее дают представления о сущности коррупции, а сущность, по моему мнению, сложившееся у меня в процессе исследования данной проблемы в том, чтобы за определенное вознаграждении быстро и легко решить вопрос в свою пользу.

Некоторые ученые выделяют в отдельный вид политическую коррупцию. Так, профессор В.А. Шабалин, анализируя зарубежные источники по проблемам политики и преступности, определяет это явление как "... девиантное политическое поведение, выражающееся в нелигитимном использовании господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти" [25]. С этой точкой зрения солидарен автор работы д.ю.н., профессор Алауханов Е.О [26].

В свою очередь А.И. Гуров отмечает, что "…политическая коррупция - это когда чиновники аппарата вступают в противоречие с нормами морали и закона не столько из-за получения взяток, сколько из-за политической выгоды, родственных связей, кумовства и т.п." [27].

Г.Н. Горшенков указывает, что политическая коррупция проявляется в деяниях, не наказуемых в уголовном порядке (опека политиками избирательных структур в обмен на личную преданность и политическую поддержку), и уголовно наказуемых деяниях (взяточничество, подкуп), характеризующихся политической окраской [28]. Данное определение охватывает не только всю совокупность уголовно наказуемых деяний, но и иные виды социальных отклонений в политике, то есть дается в широком социально-политическом, а не криминологическом смысле [29].

П.А. Кабанов дает следующее криминологическое определение политической коррупции как "…совокупности совершенных преступлений должностными лицами органов государственной власти или претендентами на эти должности, либо по их поручению другими лицами, с использованием своего служебного, имущественного или иного положения вопреки интересам других лиц и общества в целях занятия, сохранения, распределения или утраты соответствующей государственной должности, в определенном государстве (или регионе) за определенный период времени".

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь действительно есть все характерные признаки коррупции, за исключением наличия должностного лица.

По Конституции Республики Казахстан, избиратель обладает ресурсом, который называется "властные полномочия". Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения - голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Из приведенных автором определений и примеров можно сделать вывод, что и политическая коррупция является довольно широко распространенным явлениям


Посмотреть новость на сайте учреждения

Вернуться к списку новостей

Комментарии


Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь