Меню KDT
kz ru en

ЕДИНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 
OTANBILIM.KZ

block1_eop.jpg?_=1543382435

Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования

Социально-деловая среда Agartu

Адресс

Дворец школьников

Все новости

Госаттестация: эффективный механизм контроля или пятое колесо в телеге?

Министерство образования и науки выступает за отмену государственной аттестации школ, сторонники строгих правил категорически с этим не согласны, руководители и учителя школ с трудом переваривают «обновленку», для родителей же и сознательных школьников (и таковых немало) важно получить прочные знания, которые дадут им уверенный старт в будущее.

По замкнутому кругу
Попробуем без левых и правых разобраться в этом вопросе. Отчего регулятор деятельности образовательных учреждений решает отпустить вожжи, другие же настаивают на проведении госаттестации? Так, на заседании Мажилиса ряд парламентариев высказался за отклонение поправок Министерства образования и науки в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности» и в Закон РК «Об образовании».
Школа сегодня занята обновлением содержания учебных программ, внедрением трехъязычия, цифровых технологий, новых критериев оценки учащихся, развитием у них критического мышления. Учатся не только школьники, но и учителя, которые готовятся к сдаче Национального квалификационного теста, многие из них, понимают необходимость и преференции, которые дает им знание иностранного языка, поэтому активно занимаются английским языком.
Новации образовательного ведомства продиктованы желанием избавить организации образования всех форм собственности от дополнительного чиновничьего нажима и дать, наконец, возможность руководству заниматься организацией учебно-воспитательного процесса, а учителям – учить детей и учиться самим.
Недоверчивый гражданин, да и привыкший уповать на государство обыватель воскликнет: как так? К чему приведет такое попустительство?!
С этим вопросом мы обратились к главному эксперту управления контроля в сфере образования МОН Алле Шакановой, которая сообщила, что аттестацию образовательных учреждений в республике проводят с 1999 года периодичностью раз в пять лет.
В основном при проведении аттестации «хромают» такие показатели, как качество знаний, материально-техническое оснащение и исполнение учебного плана. Точнее, его неисполнение. В малокомплектных школах это происходит по причине отсутствия преподавателей. В городских — из-за перегруженности школ. К примеру, на уроках иностранного языка, труда и физкультуры необходимо делить класс на две группы, но школа занимается в три смены, и в ней физически не хватает кабинетов и помещений для организации занятий.
Как пояснила главный эксперт Алла Шаканова, государственная аттестация неэффективна, поскольку даже при выявлении недостатков организации-нарушители остаются безнаказанными. Это – порочный, замкнутый круг, констатировала Алла Мухамеджановна, имеющая директорский опыт за плечами. Если включить логику, то школы с хорошими учебными показателями и оснащенностью через пять лет вряд ли сдадут позиции. Действительно, госаттестация подстегивает, заставляет мобилизоваться школы, но не лучше ли работать с конкретными организациями, где требуется вмешательство и помощь МОН?!

За чей счет, собственно, банкет?

Процент неаттестованных организаций образования составляет 39 %. Благодаря Национальной образовательной базе данных (НОБД) управление контроля МОН владеет ситуацией в полном объеме. Проверки проводятся при поступлении жалоб от граждан, а также выборочные – на основе НОБД.
Несоответствие требуемым параметрам в основном наблюдается в отдаленных школах. И надо понять, подчеркнула главный эксперт министерства Алла Шаканова, что их закрытие – не выход.
Напротив, лишение права оказывать образовательные услуги огромная проблема для родителей и учащихся, живущих в глубинке. Ведь принцип доступности образования становится ничем не подкрепленной декларацией. Поэтому в каждом случае необходимо разбираться и решать накопившиеся проблемы, привлекая к этому органы местной власти, бизнес-структуры и общественность.
В работе аттестационных комиссий участвуют эксперты из других организаций образования. Обычно это заместители директоров по учебно-воспитательной работе, методисты, учителя основных предметов, воспитатели, имеющие определенную нагрузку по своей основной должности. Двухнедельное (!) их отсутствие в школе также негативно отражается на рабочем процессе, создает перегрузки для коллег.
Освободить организации образования от такого вида контроля предлагает и заместитель председателя Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки, член Общественного совета МОН Виктор Беженаров: «Эта процедура негативно воспринимается всем педагогическим сообществом. Не станем говорить о методике ее проведения. Руководители школ и педагогические работники задолго до аттестации впадают в состояние глубокого стресса. Не редкость, когда в аттестационные комиссии попадают некомпетентные люди, что делает сам процесс контроля непродуктивным. Всем очевидно, что меры контроля в форме государственной аттестации школ не обеспечивают ожидаемую эффективность. Аттестация проводится регулярно, но все знают о том, что в отношении дошкольных организаций и школ не принимаются меры по отзыву лицензий, не возбуждается административное производство, неаттестованные детские сады и школы не закрываются. Наше образование должно стремиться к критериальному оцениванию деятельности. А это говорит о смещении акцента с госконтроля на самооценивание организаций образования. Эта практика присутствует во многих государствах с высокоразвитой системой образования. Названные подходы в системе оценки качества работы организаций дошкольного и среднего образования стали бы одной из эффективных мер по снижению коррупционных рисков, которые, к сожалению, имеют место в практике государственной аттестации».
На условиях строгой анонимности учителя рассказали, что в основном за расширение зоны обслуживания в таких случаях доплата не производится. Чаще объединяют классы, а от таких уроков никакой пользы — одна нервотрепка. Более того, разговоры о коррупционной составляющей этой процедуры родились не на ровном месте. Руководитель одной комиссии нацелен на объективную оценку всех показателей, подлежащих проверке, и заявляет сразу: «Никаких угощений!» Другой бастык, напротив, помимо обеда ставит условие об обеспечении транспортом, организации бани и прочих, не предусмотренных бюджетом услуг. За чей счет, собственно, банкет? Догадайтесь сами!

Кому он нужен — двойной контроль?

Проводя в жизнь масштабные реформы, МОН не может не реагировать на мнение педагогов образовательных учреждений, которые жалуются на бюрократический прессинг и бумажную волокиту. Государственная аттестация создает стрессовую ситуацию в коллективе и ложится дополнительной нагрузкой на педагогов и учащихся. Наличие внутренних проверок на основе НОБД и государственной аттестации означает двойной контроль. Но есть ли смысл в этом?
Происходит отвлечение учителей и школьников от учебного процесса, нарушается распорядок работы организации образования. Не нужно забывать и о стрессе, который переживают учащиеся при сдаче контрольных срезов. При этом важно время года, когда проходит проверка знаний. Случается и так, что школьникам предлагают задания, которые они еще не проходили по программе.

Кто заказывает музыку?

Закономерно, что на все изменения в образовательной сфере вместе с детьми реагируют и родители. Их мнение для школы – надежный барометр правильности принимаемых решений, либо сигнал для корректировки действий. Именно поэтому МОН делает акцент на создание попечительских советов, на которые и должен возлагаться общественный контроль за всем, что происходит в школе.
Складывается впечатление, что противники поправок, предлагаемых МОН, не до конца вникли в ситуацию, либо поверхностно знакомы с проблематикой школ и процессом реформирования системы образования. С учетом наличия коррупционной составляющей и недостаточной эффективности действующей формы госконтроля МОН предлагает заменить госаттестацию на самооценивание по ряду критериев. Новая модель, предусматривающая участие в этом процессе родительской общественности, станет надежней, эффективней, а, главное, избавит образовательные учреждения от излишней опеки и вмешательства.
Отправляя ребенка в детский сад либо в школу, родители судят о качестве учебно-воспитательного процесса и профессиональной подготовке педагогов по достижениям ребенка. И тут ничего не попишешь: кто платит, тот и заказывает музыку. А главный заказчик услуг – его величество налогоплательщик, и об этом нельзя забывать.
Редакция приглашает учителей высказать мнение по поводу государственной аттестации. Что она дает? Действительно ли это необходимый и эффективный механизм контроля или «пятое колесо в телеге»?


Посмотреть новость на сайте учреждения

Вернуться к списку новостей

Комментарии

b078skobilim | 2018/03/01 17:03:54
Казахстанское образование сегодня претерпевает серьезные глобальные изменения: обновилась программа обучения, внедряется система критериального оценивания, школы готовятся к обучению естественно-математических предметов на английском языке. За последние 3-4 года большое количество учителей прошли подготовку и переподготовку. Все это хорошо и вселяет надежду на то, что качество образования, т.е. качество знаний учащихся и качество преподавания станет лучше. Казалось бы, что еще нужно. Условия для реформирования системы образования созданы, учебные программы разработаны. Внедряйте! Но на деле не все гладко! Оказывается, есть много проблем, которые тормозят процессы обновления и которые не были предусмотрены! Одна из них: материально-техническая база школ. Где-то недостаточное обеспечение компьютерной техникой, где-то отсутствует учебноеоборудованиедля выполнения практической частиучебного процесса, а порой и выход в интернет вызывает затруднения. Другая проблема- это кадровое обеспеченность, особенно в МКШ. В сельской школе трудно обеспечить нагрузкой учителей. К сожалению, многие молодые педагоги, столкнувшись с материальными и моральнымитрудностями, уходят из школы туда, где рабочий день нормирован, где оплата труда выше, командировки оплачиваются, нет обязательств перед родителями учащихся. Сегодня возросли требования к учителю и со стороны детей, и со стороны родителей, общества, и контролирующие органы хотят видеть в учителе мастера, инноватора, исследователя. Учитель должен знать свой предмет в совершенстве, владеть педагогическими технологиями обучения, быть способным анализировать свою деятельность и коллег, обладать навыками практического психолога и уметь предотвратить возможные случаи суицида, давать консультации родителям по вопросам воспитания подростков. И на этом фоне педагог еще подвергается различным видам контроля. А слово «госаттестация» в учительской среде давно вызывает стресс. Как же учителю в этих условиях полноценно работать над повышением качества знаний. Считаем, что государственную аттестацию следует отменить, хотя бы на период реформирования системы образования.

Педагогический коллектив КГУ «Боголюбовская сш»

Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь