Процент неаттестованных организаций образования составляет 39 %. Благодаря Национальной образовательной базе данных (НОБД) управление контроля МОН владеет ситуацией в полном объеме. Проверки проводятся при поступлении жалоб от граждан, а также выборочные – на основе НОБД.
Несоответствие требуемым параметрам в основном наблюдается в отдаленных школах. И надо понять, подчеркнула главный эксперт министерства Алла Шаканова, что их закрытие – не выход.
Напротив, лишение права оказывать образовательные услуги огромная проблема для родителей и учащихся, живущих в глубинке. Ведь принцип доступности образования становится ничем не подкрепленной декларацией. Поэтому в каждом случае необходимо разбираться и решать накопившиеся проблемы, привлекая к этому органы местной власти, бизнес-структуры и общественность.
В работе аттестационных комиссий участвуют эксперты из других организаций образования. Обычно это заместители директоров по учебно-воспитательной работе, методисты, учителя основных предметов, воспитатели, имеющие определенную нагрузку по своей основной должности. Двухнедельное (!) их отсутствие в школе также негативно отражается на рабочем процессе, создает перегрузки для коллег.
Освободить организации образования от такого вида контроля предлагает и заместитель председателя Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки, член Общественного совета МОН Виктор Беженаров: «Эта процедура негативно воспринимается всем педагогическим сообществом. Не станем говорить о методике ее проведения. Руководители школ и педагогические работники задолго до аттестации впадают в состояние глубокого стресса. Не редкость, когда в аттестационные комиссии попадают некомпетентные люди, что делает сам процесс контроля непродуктивным. Всем очевидно, что меры контроля в форме государственной аттестации школ не обеспечивают ожидаемую эффективность. Аттестация проводится регулярно, но все знают о том, что в отношении дошкольных организаций и школ не принимаются меры по отзыву лицензий, не возбуждается административное производство, неаттестованные детские сады и школы не закрываются. Наше образование должно стремиться к критериальному оцениванию деятельности. А это говорит о смещении акцента с госконтроля на самооценивание организаций образования. Эта практика присутствует во многих государствах с высокоразвитой системой образования. Названные подходы в системе оценки качества работы организаций дошкольного и среднего образования стали бы одной из эффективных мер по снижению коррупционных рисков, которые, к сожалению, имеют место в практике государственной аттестации».
На условиях строгой анонимности учителя рассказали, что в основном за расширение зоны обслуживания в таких случаях доплата не производится. Чаще объединяют классы, а от таких уроков никакой пользы — одна нервотрепка. Более того, разговоры о коррупционной составляющей этой процедуры родились не на ровном месте. Руководитель одной комиссии нацелен на объективную оценку всех показателей, подлежащих проверке, и заявляет сразу: «Никаких угощений!» Другой бастык, напротив, помимо обеда ставит условие об обеспечении транспортом, организации бани и прочих, не предусмотренных бюджетом услуг. За чей счет, собственно, банкет? Догадайтесь сами!
Кому он нужен — двойной контроль?
Проводя в жизнь масштабные реформы, МОН не может не реагировать на мнение педагогов образовательных учреждений, которые жалуются на бюрократический прессинг и бумажную волокиту. Государственная аттестация создает стрессовую ситуацию в коллективе и ложится дополнительной нагрузкой на педагогов и учащихся. Наличие внутренних проверок на основе НОБД и государственной аттестации означает двойной контроль. Но есть ли смысл в этом?
Происходит отвлечение учителей и школьников от учебного процесса, нарушается распорядок работы организации образования. Не нужно забывать и о стрессе, который переживают учащиеся при сдаче контрольных срезов. При этом важно время года, когда проходит проверка знаний. Случается и так, что школьникам предлагают задания, которые они еще не проходили по программе.
Кто заказывает музыку?
Закономерно, что на все изменения в образовательной сфере вместе с детьми реагируют и родители. Их мнение для школы – надежный барометр правильности принимаемых решений, либо сигнал для корректировки действий. Именно поэтому МОН делает акцент на создание попечительских советов, на которые и должен возлагаться общественный контроль за всем, что происходит в школе.
Складывается впечатление, что противники поправок, предлагаемых МОН, не до конца вникли в ситуацию, либо поверхностно знакомы с проблематикой школ и процессом реформирования системы образования. С учетом наличия коррупционной составляющей и недостаточной эффективности действующей формы госконтроля МОН предлагает заменить госаттестацию на самооценивание по ряду критериев. Новая модель, предусматривающая участие в этом процессе родительской общественности, станет надежней, эффективней, а, главное, избавит образовательные учреждения от излишней опеки и вмешательства.
Отправляя ребенка в детский сад либо в школу, родители судят о качестве учебно-воспитательного процесса и профессиональной подготовке педагогов по достижениям ребенка. И тут ничего не попишешь: кто платит, тот и заказывает музыку. А главный заказчик услуг – его величество налогоплательщик, и об этом нельзя забывать.
Редакция приглашает учителей высказать мнение по поводу государственной аттестации. Что она дает? Действительно ли это необходимый и эффективный механизм контроля или «пятое колесо в телеге»?
Посмотреть новость на сайте учреждения
Педагогический коллектив КГУ «Боголюбовская сш»